Пятое по счёту авиашоу в Дубае, проходящее с 12 по 16 ноября 2017 года в Dubai World Center на лётном поле аэропорта Аль-Мактум (DWC), уже традиционно отмечается рекордными по объёму соглашениями, заключаемыми быстро и без обсуждения подробностей.
В этом году на форуме отсутствовал один из членов «Большой тройки Залива» — катарский перевозчик Qatar Airways (QR). Компания пропустила форум в связи с государственной блокадой со стороны устроителей мероприятия, поэтому части заказов авиашоу, вероятно, недосчиталось.
Контракты Airbus
Европейского производителя на южном берегу Персидского залива приняли весьма прохладно: все громкие продажи — клиентам из других макрорегионов, с Ближним Востоком практически не связанным. Но и здесь всё, что интересовало покупателей, это семейство A320neo.
И лишь два широкофюзеляжных самолёта в меморандуме о взаимопонимании.
А главное, столь ожидаемый рынком контракт с Emirates на «суперслона» A380 остался без подписей.
Кувейтская Wattaniya — как жест вежливости от хозяев.
Показатели Airbus:
- Соглашение с Indigo Partners LLC, подписанное 15 ноября и обещающее стать самым большим в мире контрактом на продукцию одного производителя. 430 единиц семейства A320neo, включая 274 Airbus A320neo и 156 Airbus A321neo на сумму 49,5 миллиарда долларов США, которые поступят во флот авиакомпаний Wizz Air (W6), Frontier Airlines (F9), Volaris (Y4) и JetSmart (JA). Подробности планируется согласовать до конца декабря, чтобы твёрдый контракт был учтён в результатах 2017 года.
- Соглашение с Golden Falcon Aviation, заключённое в интересах кувейтской авиакомпании Wataniya Airways (Q9), на поставку 25 самолётов Airbus A320neo общей стоимостью по каталогу в 2,71 миллиарда долларов США.
- Твёрдый заказ от CDB Aviation на 58 самолётов A320neo и 32 единицы A321neo. Общая стоимость по публичному прайс-листу — около 10,351 миллиарда долларов США. Это самый крупный авансированный заказ Airbus из заключённых на проходящем в Дубае авиашоу, однако он не был получен «с нуля», а готовился предварительными соглашениями на протяжении трёх лет.
- Меморандум о взаимопонимании с Air Sénégal о покупке двух Airbus A330neo без уточнения модификации и временных рамок; стоимость потенциального контракта — до 581 миллиона долларов. Будущий национальный перевозчик Сенегала начнёт работу в 2018 году.
Итого, Airbus получил один твёрдый (обеспеченный авансом) заказ, в который вошли 90 самолётов.
Зато обещаний и предварительных договорённостей собрано на 455 самолётов семейства A320neo, номинальная стоимость которых свыше 52,2 миллиардов долларов, и два A330neo.
Рендер Airbus A321-271N в ливрее авиакомпании Wizz Air: таких самолётов будет произведено 74 в рамках гигантского соглашения с Indigo Partners на 49,5 миллиарда долларов США
Рендер Airbus A320neo в ливрее авиакомпании Wataniya Airways: если предварительной соглашение подтвердится, их выпустят 25 единиц
Рендер Airbus A320neo с двигателями CFM LEAP-1A в виртуальной ливрее CDB Aviation (лизинговая компания не применяет собственную схему в реальности). 90 самолётов семейства для ирландско-китайского покупателя — единственный твёрдый заказ европейского производителя в Дубае
Контракты Boeing
Американцев привечали совсем иначе: и эмират Дубай, и Кувейт, и гости из Азербайджана и Эфиопии, — все участники регионального рынка, обладающие свободными денежными средствами, постарались что-нибудь купить у Boeing.
Самые вехи — вхождение в парк Emirates самолётов Dreamliner и достижение портфелем заказов на старые «три семёрки» такого объёма, что производственная линия может идеально и безболезненно переходить с первого поколения на второе.
Добыча Boeing:
- Соглашение с Emirates (EK) на приобретение 40 широкофюзеляжных самолётов Boeing 787-10 номинальной общей стоимостью 12,224 миллиарда долларов США.
- Соглашение с flydubai (FZ) на 225 самолётов Boeing 737 MAX общей стоимостью 27 миллиардов долларов по расценкам публичного прайс-листа.
- Конвертация в твёрдый заказ опциона для кувейтской лизинговой компании ALAFCO: 20 узкофюзеляжных самолётов Boeing 737 MAX 8 на 2,2 миллиарда долларов, параметры покупки которых были согласованы во время Парижского авиашоу в июне этого года. В интересах какого перевозчика заключён контракт, информация не разглашается.
- Заказ Ethiopian Airlines (ET) на 4 тяжёлых транспортных самолёта Boeing 777F общей стоимостью 1,275 миллиарда долларов. В него вошла конвертация опциона Парижского авиашоу на две машины и ещё две дополнительные единицы, которые серьёзно увеличат предложение авиакомпании на рынке грузовых перевозок.
- Твёрдый заказ Azerbaijan Airlines (J2) на 5 широкофюзеляжных Boeing 787-8 за 1,123 миллиарда долларов США суммарно и меморандум о потенциальном интересе к двум тяжёлым транспортным самолётам.
- Соглашение с казахстанской авиакомпанией SCAT Airlines (DV) на шесть Boeing 737 MAX 8 за 660 миллионов долларов в сумме плюс опцион ещё на пять самолётов.
- Меморандум с частным таджикским перевозчиком Somon Air (SZ) на один Boeing 787-8 (номинальная цена 224,6 миллиона долларов) с датой поставки в первом квартале 2018 года.
Итого, в активе Boeing твёрдые заказы от трёх пользователей на 20 узкофюзеляжных и 9 широкофюзеляжных машин, номинальная цена этих контрактов — почти 4,6 миллиарда долларов.
Предварительных соглашений у американского производителя тоже много: 43 широкофюзеляжных самолёта общей стоимостью 13,1 миллиарда долларов США и 225 узкофюзеляжных на 27 миллиардов.
Рендер Boeing 787-10 в цветах авиакомпании Emirates, пролетающего над Дубаем
Boeing 737 MAX 8 в виртуальной ливрее ALAFCO: в реальности лизинговый оператор не наносит изображения на свои самолёты, оставляя это право за реальными пользователями
Boeing 777-F60 авиакомпании Ethiopian Airlines заходит на посадку в гонконгском аэропорту Чеклапкок (HKG). Компания заказала себе ещё четыре точно таких же
Контракты Bombardier
Производители региональных машин в этом году — тоже традиционно — ничего в Дубае не продали.
Лишь канадский Bombardier ещё раз заключил предварительное соглашение с египетской EgyptAir (MS), добавив к 12 ещё не подтверждённым денежными обязательствами самолётам ещё дюжину в опционе.
Итого: присутствие в информационном поле с меморандумом о взаимопонимании, в котором перечислено техники на 2,2 миллиарда долларов США.
Характерно, что речь шла о самой большой модели производителя, CS300 вместимостью свыше 130 кресел, попадающей в нишу магистральных самолётов. Региональные перевозки в Дубае обсуждаются не очень интенсивно.
Двигатели
Как и в Ле-Бурже прошедшим летом, большинство продаж осталось за CFM International и его совладельцем — GE Aviation:
- контракт с Gulf Air (GF) на 65 силовых установок CFM LEAP-1A для Airbus A320neo общей стоимостью 1,9 миллиардов долларов США;
- заказ от Ethiopian Airlines (ET) на 8 двигателей General Electric GE90-115B для заказанных здесь же четырёх Boeing 777F; общая стоимость контракта вместе с техобслуживанием на 12 лет — 450 миллионов долларов;
- контракт между Gulf Air и Honeywell на поставку поставку вспомогательных силовых установок 131-9A для 29 самолётов Airbus A320neo/A321neo, заказанных бахрейнским перевозчиком в 2016 году; в него же вошли услуги MRO.
Модель двигателя CFM International LEAP-1A в разрезе
Двигатель General Electric GE90-115B — самый большой и мощный в мире реактивный двигатель для гражданского самолёта
Вспомогательная силовая установка Honeywell 131-9A для Airbus семейства A320neo
Техническое обслуживание
Honeywell подписала 15-летнее соглашение с Emirates на послепродажное обслуживание самолётов Airbus A380 и Boeing 777.
Lufthansa Technik заключила сервисный контракт с саудовской flyadeal (F3) на обслуживание всех самолётов в её парке в течение четырёх лет. Пока этих самолётов у авиакомпании три, в ближайшее время станет пять.
Boeing в лице Boeing Global Services получил первого клиента программы 787 Landing Gear Exchange — азербайджанскую AZAL.
Компания Air France Industries KLM Engineering & Maintenance (AFI KLM E&M), сервисное подразделение группы Air France-KLM, собрала самый большой портфель заказов. В него вошли:
- сопровождение двигателей CFM International CFM56-5B4 на Airbus A320-214 группы Air Arabia, парк которых на сегодня достигает 47 единиц.
- обслуживание вспомогательных силовых установок APS5000, которыми будут комплектоваться Boeing 787-9, поступающие в парк авиакомпании Gulf Air
- обслуживание и ремонт двигателей General Electric GE90-115B на десяти Boeing 777-369ER авиакомпании Kuwait Airways (KU).
Обучение персонала
Emirates презентовала Emirates Flight Training Academy в Дубае — для подготовки пилотов собственными силами.
Royal Jordanian (RJ) согласовала отправку пилотов на обучение в Лондон, в центр подготовки Boeing в аэропорту Гатвик (LGW).
Продажи самолётов на авиашоу в Дубае
Производитель Модель Двигатели Заказчик Количество Стоимость, млрд USD Опцион Статус заказа Дата поставки Примечания Airbus A320neo Indigo Partners 274 29,702 соглашение Airbus A321neo Indigo Partners 156 19,812 соглашение Airbus A320neo Golden Falcon Aviation 25 2,710 соглашение Wataniya Airways Airbus A320neo CDB Aviation 58 6,287 конвертация Airbus A321neo CDB Aviation 32 4,445 конвертация Airbus A330neo RR Trent 7000 Air Sénégal 2 0,581 меморандум 2019 год Boeing 777F GE90-115B Ethiopian Airlines 4 1,275 твёрдый Boeing 737 MAX 8 CFM LEAP-1B ALAFCO 20 2,200 конвертация 2022 год Boeing 787-8 Azerbaijan Airlines 5 1,123 твёрдый Boeing 777F Azerbaijan Airlines 2 0,637 меморандум предположительно Boeing 737 MAX 8 CFM LEAP-1B SCAT Airlines 6 0,660 5 твёрдый Boeing 787-8 Somon Air 1 0,225 меморандум 2018 год Boeing 787-10 Emirates 40 12,224 соглашение 2022 год Boeing 737 MAX CFM LEAP-1B flydubai 175 27,000 50 соглашение модификации не распределены Bombardier CS300 PW1525G EgyptAir 12 1,100 12 меморандум