Национальный авиаперевозчик Сирии заявил о желании заказать от 15 до 20 самолётов Irkut MC-21.
Источники финансирования сделки пока не раскрыты.
Жизнь под санкциями
Принадлежащая государству авиакомпания Syrian Arab Airlines (RB), также известная как SyrianAir, на данный момент обладает парком исключительно из европейских самолётов.
В него входят:
- два полученных в 2010 году турбовинтовых ATR 72, находящихся на хранении, так как короткие рейсы по разрушенной войной стране не совершаются;
- шесть поставленных ещё в конце 1990-х годов узкофюзеляжных Airbus A320-200, три из которых повреждены бомбардировками и не летают, а разбираются на запчасти;
- один 18-летний широкофюзеляжный Airbus A340-300 — его удалось купить в 2017 году через подставную компанию из Чада; африканские бизнесмены за это были немедленно включены в санкционный список США.
В настоящее время перевозчик выполняет рейсы по 15 направлениям, среди которых Абу-Даби, Алжир, Амман, Багдад, Бахрейн, Доха, Дубай, Каир, Кувейт, Москва, Хартум, Шарджа и Эн-Наджаф. График полётов постоянно нарушается в связи с плохим техническим состоянием самолётов, стареющих и лишённых полноценного техобслуживания.
Полученный благодаря успешной операции с подставными лицами в 2017 году единственный широкофюзеляжный Airbus A340-313 (большую часть «жизни» работавший в SriLankan Airlines) используется SyrianAir для полётов по двум главным направлениям: в Дубай и московский Внуково
Один из трёх оставшихся активными Airbus A320-232 из партии официально купленных в конце 1990-х годов — их задействуют на менее важных маршрутах
«Надежда» в отсутствии лучшего выбора
В интервью, данном в Каире американскому Forbes и авиационному порталу Arabian Aerospace, генеральный директор авиакомпании Талал Абдулкарим (Talal Abdulkarim) изложил следующие тезисы:
- флот SyrianAir срочно нуждается в обновлении;
- во избежание дополнительных расходов на переобучение экипажей, компания хотела бы остаться лояльным клиентом Airbus, однако ни производителю напрямую, ни лизинговым компаниям из-за американских санкций с ней работать невозможно;
- попытка приобрести новые A320 в начале 2010-х годов уже была заблокирована Казначейством США;
- Irkut MC-21 «дают надежду» перевозчику в сложившейся ситуации;
- SyrianAir оценивает свой будущий заказ в «по крайней мере от 15 до 20 самолётов» с началом поставки в 2022 году.
Российские самолёты могут переданы авиакомпании только в комплекте с российскими же двигателями ПД-14, установка которых на тестовые авиалайнеры ожидается лишь в следующем году. Пока MC-21 поднимается в небо на американских Pratt & Whitney PW1400G.
Российская сторона сможет поставить в Сирию Irkut MC-21-300 только тогда, когда он начнёт летать на российских же двигателях ПД-14; пока к его крылу крепятся американские Pratt & Whitney PW1400G
Тем временем, ПД-14 уже получил сертификат типа от Росавиации
Ещё немного угроз
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, ответственное за применение глобальных санкций, отказалось комментировать Forbes перспективу сделки сирийцев с российским производителем по существу:
Любой, кто оказывает материальную поддержку или сознательно участвует в значительных сделках с сирийской авиацией… может быть подвержен санкциям со стороны Соединенных Штатов.