Qatar Airways (QR) грозит выйти из альянса Oneworld, если «некоторые партнёры» продолжат блокировать совместную работу и выдвигать «необоснованные» обвинения:
Все эти махинации должны прекратиться, они зашли слишком далеко.
Акбар Аль-Бакер (Akbar al-Baker), генеральный директор авиакомпании в интервью Flightglobal
Речь об American и Qantas.
Конфликт с американцами: субсидии и пятая свобода
American Airlines (AA) вместе с Delta Air Lines (DL) и United Airlines (UA) заявляют, что авиакомпании Персидского залива — Emirates (EK), Etihad Airways (EY) и Qatar Airways (QR) — получают «незаконные» государственные субсидии от суверенных фондов своих стран. Это само по себе не в духе свободного рынка, но усугубляется заключёнными администрацией президента Барака Обамы (Barack Hussein Obama) с этими странами соглашениями об «открытом небе». Это позволило им полностью вытеснить американские компании на маршрутах собственно в аэропорты Залива, а кроме того — оказывать серьёзную конкуренцию на линиях из Европы, где используется так называемая «пятая свобода».
Пятый принцип свободы воздушного пространства позволяет авиакомпаниям работать на линиях между двумя иностранными государствами при условии, что рейс начинается или продолжается в родной стране перевозчика. Qatar Airways, Etihad и, особенно, Emirates активно используют эту норму для полётов в Америку и Океанию, заполняя свои самолёты пассажирами из аэропортов, используемых для дозаправки.
Американские перевозчики лоббируют введение протекционистских мер аж с 2015 года. Действующая президентская администрация идёт им навстречу, но бизнес останавливаться на полпути уже не хочет.
Qatar Airways совершает рейсы из Дохи в 10 аэропортов США, American Airlines вообще не летает в страны Персидского залива
Emirates обслуживает 12 направлений, в том числе — с промежуточными посадками в европейских городах; ни одна американская авиакомпания не совершает рейсы в Дубай
Вход в акционерный капитал и скорый выход
Обострение случилось летом 2017 года: катарский перевозчик попытался стать акционером американского.
Часть акций American Airlines обращается на бирже, и купить пакет до 4,75% — при наличии достаточных финансов — можно свободно, чем на первом этапе и воспользовались в Катаре. Однако дальнейшие приобретения требуют одобрения совета директоров перевозчика, что закреплено в его нормативных документах.
В июне состоялась встреча между Акбаром Аль-Бакером (Akbar Al Baker) и Дугом Паркером (Doug Parker), генеральными директорами Qatar Airways и American Airlines, соответственно. Глава арабской компании сообщил, что планирует вложить «не менее 808 миллионов долларов США в акции AA» с целью дальнейшего увеличения доли до 10 процентов и будет ждать разрешения совета директоров.
Политический характер инвестиций был «очевиден» практически всем аналитикам.
В этот момент у американцев случилась истерика. Начавшаяся скупка акций вызвала волну шума в бизнес-прессе США, основная окраска комментариев к позиции Qatar Airways была строго негативной. Совет директоров American дальнейшую продажу запретил, катарцы остались ни с чем.
Генеральный директор Qatar Airways Акбар Аль-Бакер (Akbar Al Baker) общается с журналистами после официального мероприятия в Дохе 13 июля 2017 года; в эти дни стало понятно, что войти в капитал American Airlines не удалось
Дуг Паркер (Doug Parker), генеральный директор авиакомпании American Airlines
Итальянская месть мирового гиганта
В конце апреля 2017 года Qatar Airways получила контроль над 49% в Meridiana S.p.A. и стала управляющим акционером второго по величине итальянского перевозчика. В феврале 2018-го его переименовали в Air Italy (IG), примерно с того же момента было решено сделать его первым, отодвинув перманентно кризисную Alitalia (AZ).
Флот обновлённой авиакомпании начал расширяться. В частности, в Италию перетекают широкофюзеляжные Airbus A330-200 из наличия в парке катарского перевозчика — и в этот момент появляется угроза бизнесу American Airlines. Крошечная в масштабах деятельности крупнейшего в мире авиаперевозчика, но американцы не отдают ни цента.
Air Italy открыла рейсы из Милана (MXP) в Майами (MIA) и Нью-Йорк (JFK).
Американский партнёр Qatar Airways по альянсу Oneworld принялся убеждать своё правительство, что арабы заполняют трансатлантические рейсы своими пассажирами, фактически используя Мальпенсу как хаб. American лоббирует признание катарских инвестиций в Air Italy нарушением соглашения об «открытом небе» и наложение санкций на провинившуюся сторону.
Air Italy получила Airbus A330-200 и начала полёты из Милана в Нью-Йорк и Майами
Но в Милан из Майами и Нью-Йорка уже летает American Airlines — кстати, почти на таких же самолётах: Airbus A330-300. Делиться пассажирами американцы оказались не готовы
Вялая нелюбовь с австралийцами
На фоне этой войны взаимоотношения с австралийским членом альянса спокойны и умиротворённы — но Аль-Бакер тоже отказывается называть их партнёрскими.
Qantas Airways (QF) заключила расширенное соглашение с Emirates и активно использует аэропорт Дубая для промежуточных посадок своих рейсов в Лондон. Авиакомпании активно делятся пассажирами на Kangaroo Route, Emirates не встречает сопротивления при открытии рейсов в Австралию: её самолёты летают во все пять крупнейших городов континента.
У Qatar Airways тоже пять австралийских пунктов назначения. Но вместо Брисбена — крошечная Канберра с минимумом трафика. Самые выгодные слоты при этом якобы блокированы, что мешает экспансии в формально дружественном регионе.
На Kangaroo Route — по пути в Лондон из Австралии — свои Airbus A380-800 авиакомпания Qantas приземляет в Дубае. Не в «партнёрской» Дохе
Взамен Emirates получает возможность забирать максимум австралийских пассажиров из пяти крупнейших аэропортов. Qatar Airways же не получает никакой поддержки
Альянс раздора
Просто хлопнуть дверью Аль-Бакер не может.
Qatar Airways давно занимается стратегическим инвестированием внутри альянса, и на многих направлениях — удачно. Компания уже владеет 20%-ной долей акционерного капитала европейской авиационной группы IAG (включает авиакомпании British Airways, Aer Lingus, Iberia, Vueling и Level), 10%-ной — южноамериканского авиационного конгломерата LATAM Airlines Group и 9,94%-ной — гонконгской авиакомпании Cathay Pacific (CX).
Иными словами, из четырёх доживших до наших дней компаний-основательниц альянса — American Airlines, British Airways, Cathay Pacific и Qantas, — катарцы половину контролируют, а с половиной враждуют.
Пока ситуация выглядит патовой.
Тем временем, с марта 2018 года American Airlines по собственной инициативе вышла из кодшерингового соглашения (взаимной продажи билетов на рейсы партнёров) с Qatar Airways.