Латвийская авиакомпания airBaltic (BT) назначила нью-йоркский инвестбанк Greenhill консультантом по поиску денег для перевода опциона на 30 самолётов Airbus A220-300 в твёрдый заказ.
Дедлайн — середина 2020-х годов.
Об этом перевозчик заявил 7 февраля:
Технически, вся авиакомпания выставлена на продажу. Нет никаких ограничений, кроме законов Евросоюза.
Приход стратегического инвестора «всегда» рассматривался как приоритетный путь развития компании. По действующему бизнес-плану, к 2025 году перевозчик переходит на флот, составленный исключительно из Airbus A220-300. Сейчас 50 таких самолётов заказано, ещё 30 предоставлены в опционе, на оплату которого и разыскиваются деньги. Финансирование поставок основной полусотни «уже обеспечено».
80% акций airBaltic контролируются правительством Латвии, остальные 20% — датским бизнесменом Ларсом Тюсеном (Lars Thuesen). Именно они могли бы и предоставить необходимый капитал, но не делают этого.
Датский инвестор Ларс Тюсен (Lars Thuesen)
Мартин Гаусс (Martin Gauss), генеральный директор авиакомпании airBaltic
Если новый инвестор найден не будет, то национальный перевозчик Латвии останется с базами исключительно в Прибалтике. До 10 из твёрдо заказанных 50 самолётов будут размещены в Таллине и Вильнюсе: airBaltic претендует на позиции лидера и в соседних странах.
Если удастся купить ещё 30 авиалайнеров, их отправят в другие страны Европы. Куда, уже определено, но остаётся коммерческой тайной.
Причём это расширение надёжно обеспечено кадрами. Для поддержки своих экспансионистских планов менеджмент компании инвестировал в учебное подразделение airBaltic Training — пилотов перевозчик себе готовит самостоятельно:
Первые выпускники у нас будут в 2019 году, к 2021-му у нас по плану 100 пилотов, готовых приступить к работе. Эта академия была очень значительной инвестицией: несколько миллионов в самолёты [Diamond DA42 Twin Star] и в саму школу.
Мартин Гаусс (Martin Gauss), генеральный директор airBaltic, в интервью ATW
Бизнес-модель при этом останется неизменной: пока она показывает себя наилучшим образом. Так, использовать дальность полёта своих Airbus A220 «на полную» в airBaltic ни в коем случае не намерены. 130-местные самолёты на линиях протяжённостью в 4-5 часов не выгодны, их стихия — гораздо более короткие маршруты.
На начало февраля в парке латвийской авиакомпании 34 самолёта, из них восемь 20-летних Boeing 737-300/-500 (будут списаны к концу 2020 года) и двенадцать примерно 8-летних турбовинтовых Bombardier Q400, от которых избавятся к 2023 году. Остальные четырнадцать и есть новые Airbus A220-300/Bombardier CS300, с помощью которых airBaltic собирается стать доминантой на прибалтийском рынке.
Под руководством Мартина Гаусса — бывшего гендиректора разорившейся венгерской Malev (MA) — авиакомпания приносит прибыль непрерывно с 2014 года. Тем не менее, желающих инвестировать в латвийское предприятие до сих пор найти не удалось; привлечение американского посредника — практически последняя попытка реализовать амбициозные планы.
Рекламное фото школы пилотов airBaltic
Airbus A220-300 — будущая основа флота airBaltic